Государственная программа «Доступная среда» была запущена в 2011 году и рассчитана до 2025 года.
Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2025 годы (http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/3/0)
Официальный сайт государственной программы «Доступная среда» (http://zhit-vmeste.ru/)
Общие понятия
«Доступной» или «безбарьерной средой» называют элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами.
Задачи доступной среды в рамках образовательной организации:
- развитие инклюзивного образования;
- создание информационно — справочной поддержки по вопросам инвалидности;
- формирование доступной среды.
Инвалид – человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.
Маломобильные группы населения – это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве:
- инвалиды,
- люди с временным нарушением здоровья,
- беременные женщины,
- люди старших возрастов,
- люди с детскими колясками и т.п.
Перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность по созданию доступной среды
- Приказ Минпросвещения России от 28.08.2020 года N 442 (ред. от 20.11.2020 года) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
- Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309 (с изменениями на 18 августа 2016 года) «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».
- Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 N 363 (ред. от 23.12.2020) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»
- Письмо Минобрнауки России от 10.12.2012 N 07-832 «О направлении Методических рекомендаций по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий»
- Письмо Минобрнауки России от 12.02.2016 N ВК-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования» (вместе с «Разъяснениями по вопросам исполнения приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. N 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» и от 2 декабря 2015 г. N 1399 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») Министерства образования и науки Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования»)
Система условий организации доступной среды в МБОУ «Черлакская гимназия» Черлакского муниципального района Омской области
Специально оборудованные учебные кабинеты
В школе имеется 13 оборудованных учебных кабинетов, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Специально оборудованные кабинеты для инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для проведения практических занятий в школе функционируют кабинеты: химии, биологии, физики, информатики, технологии, в том числе для инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Специально оборудованные кабинеты для проведения практических занятий для инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют.
Библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В школе работает библиотека с читальным залом, абонементом, книгохранилищем и медиатекой. Библиотека оснащена необходимым оборудованием, техническими средствами, имеется доступ в сеть Интернет. Учебники, имеющиеся в библиотеке, для всех обучающихся выдаются бесплатно.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Имеется спортивный зал.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В школе имеется: 2 компьютерных класса, 10 мультимедийных проекторов, 2 интерактивные доски, спортивный инвентарь.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Входная дверь в обеденный зал имеет широкий проем и предусмотрена для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. При необходимости для обеспечения доступа в здание образовательной организации инвалиду или лицу с ограниченными возможностями здоровья будет предоставлено сопровождающее лицо.
Специальные условия питания
В школе есть столовая на 108 посадочных мест. Организовано горячее питание для всех обучающихся. Контроль качества питания, витаминизацией, закладки продуктов питания, кулинарной обработки, выхода блюд, вкусовых качеств пищи осуществляется бракеражной комиссией. Работа школьной столовой организована в соответствии с Положением и Приказом директора. Большое внимание уделяется соблюдению режима питания и обеспечению его качества. Контроль качества питания, витаминизацией, закладки продуктов питания, кулинарной обработки, выхода блюд, вкусовых качеств пищи осуществляется бракеражной комиссией. С 2021 года организация питания обучающихся осуществляется в соответствии с цикличным меню, СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», а также в соответствии c Федеральным законом от 01 марта 2020 года № 47-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и статьей 37 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Пищеблок расположен на 1 этаже, входная дверь в обеденный зал имеет широкий проем и предусмотрена для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Специальные условия охраны здоровья
В учреждении имеется медицинский кабинет: рабочий кабинет фельдшера, процедурный кабинет. В медицинском кабинете имеется все необходимое оборудование, работает фельдшер БУЗОО «Черлакская районная больница».
Основные задачи медицинского персонала:
• наблюдение за состоянием здоровья, физическим и нервно- психическим развитием обучающихся, оказание первой медицинской помощи;
• организация и проведение медицинских осмотров, профилактических и лечебно- оздоровительных мероприятий, оценка их эффективности.
Особое внимание уделяется инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья. В учреждении неукоснительно соблюдаются санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия.
Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организовано психолого-педагогическое сопровождение в соответствии с ИПРА и/или рекомендациями ПМПК.
Здание оснащено автоматизированной пожарной сигнализацией, средствами пожаротушения, необходимыми табличками и указателями, имеется ограждение по всему периметру. Движение учащихся в школу и из нее осуществляется в соответствии с индивидуальным маршрутом безопасного движения.
Доступ к информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В организации предусмотрены особые условия доступа к информационным системам и информационно — телекоммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при работе с официальным сайтом МБОУ «Черлакская гимназия»и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих. Доступ к ресурсам сети Интернет осуществляется в соответствии с действующим законодательством в сфере регламентации доступа к информации в образовательных учреждениях.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
myschool.edu.ru - цифровая образовательная среда
sferum.ru -цифровой помощник для учителей, учеников и родителей
Региональный интернет-портал системы образования Омской области — http://obr55.ru/
Портал информационной поддержки проекта «Единый государственный экзамен» — http://obrnadzor.gov.ru/gia/gia-11/
ГИА9 Официальный информационный портал государственной итоговой аттестации — http://obrnadzor.gov.ru/gia/gia-9/
Федеральный институт педагогических измерений — https://fipi.ru/
Федеральный центр тестирования — https://rustest.ru/
Наличие специальных средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал);
Электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы);
Аудиовизуальные (слайды, слайд – фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях);
Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
Учебные приборы (компас, барометр, колбы и т.д.);
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежитие и интернат отсутствуют.
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Общежитие и интернат отсутствуют.